ПОДРОБНЕЕ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭКСКУРСИЯХ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЭКСКУРСИИ

Выбирая профессию, важно понимать требуемое образование и функциональные обязанности, а также представлять, в чем заключается работа, какая она "на ощупь". Поэтому быть осведомленным о профессии только на словах бывает недостаточно, каким подробным бы ни было описание.

Для большинства родителей и детей экскурсия – это мероприятие досугового характера с познавательно-развлекательной программой. Какую цель преследуют профориентационные экскурсии? И чем они отличаются от дней открытых дверей и обычных музейных программ?

Прежде всего, проводимые экскурсии являются частью комплексной программы профориентации, которой и занимается Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР» (далее - СПБ ГБУ «ЦСЗПОМ «ВЕКТОР»). Проведение профориентационных экскурсий имеет ряд особенностей. Мы работаем со всеми ребятами в возрасте от 14 лет, со всеми направлениями школ: общеобразовательными, гуманитарными, техническими, специализированными, коррекционными. В этом и заключается наша основная миссия: сделать доступной профориентацию для всех и каждого.

Проведение экскурсий на производство и предприятия позволяет сократить отрыв теории от реальной жизни на предприятии, снизить проблему отсутствия трудовой практики для ребят на этапе планирования своей профессии, показать тем самым многообразие профессий и разные условия труда. Однако, настоятельно рекомендуется проводить данные экскурсии только после теоретических, развивающих форм профориентации, таких как лекции, консультации, тренинги, игровые занятия и другие варианты активных форм познания. Знакомство с миром профессий важно осветить в качестве структурированного материала и только затем наглядно демонстрировать условия труда посредством экскурсий.

На этапе получения профессионального образования для студентов важно увидеть работу внутри своей специальности, своего направления с целью выбора места для дальнейшей производственной практики, стажировки и/или дальнейшего трудоустройства. В данном варианте экскурсии получается достичь более адресного подхода.

Профориентационные экскурсии также имеют целью побудить молодежь к повышению активности в личном и профессиональном самоопределении, сформировать положительный настрой к трудовой деятельности, уважение к профессиям и результатам труда. Посетители должны узнать в ходе экскурсионного мероприятия о производственной и социальнокультурной сфере, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации на предприятии.

Одни из важнейших рекомендаций для организации профориентационной экскурсии: сформировать определенную структуру посещения, скоординировать группу по намеченному плану, не теоретизировать мероприятие излишне и не затягивать экскурсию по времени, так как есть возможность утомить посетителей.

В отличие от дней открытых дверей экскурсия на предприятие, в учебное заведение носит индивидуальный подход и ориентирована на то, чтобы максимально доступно обеспечить ребят необходимой информацией, обеспечить специальную программу для экскурсионной группы, учесть ее предпочтения и особенности. Экскурсии проводятся для всех ребят, но не все направления могут быть возможны. Наш центр работает в индивидуальном порядке по запросам, поступающим от школ, учебных центров.

Профориентационные экскурсии, проводимые СПБ ГБУ «ЦСЗПОМ «ВЕКТОР» можно разделить по двум основным направлениям: экскурсии в учебные заведения профессионального образования (среднего и высшего) и экскурсии на предприятия, информационные центры, организации.

Наиболее верный подход при выборе экскурсий и составлении программы заключается в комбинировании этих двух направлений. Многие профильные колледжи, к слову, относятся напрямую к предприятиям и имеют скоординированную программу экскурсии, что связывает этапы обучения и работы. Это наиболее информативно, поскольку в ходе таких экскурсий ребята могут пообщаться и с представителями учебного заведения, и с работодателями.

Когда выбор экскурсии сделан, заявка отправлена, начинается процесс согласования даты и времени экскурсии, в данном вопросе «ВЕКТОР» выступает в роли координатора.

Все экскурсии уникальны, и не всегда можно заведомо сказать, будет ли интересна классу экскурсия. Важным моментом является умение слышать и понимать интересы и потребности своих ребят классными руководителями, педагогами, родителями.

Помимо расширения кругозора экскурсии показывают работу предприятия (организации, учебного заведения) изнутри. Ребята могут увидеть производственные цеха и площадки, рабочие лаборатории, экспериментальные установки, конвейерное и штучное производство, работу специалистов разных отраслей и профессий, учебный процесс и даже поучаствовать в мастер-классах, утоляя любопытство и азарт попробовать себя в чем-то новом. Поэтому важно отметить как теоретическое, так и практическое значение профориентационных экскурсий.

К примеру, в Автотранспортном и электромеханическом колледже школьники посещают лаборатории и видят процесс обучения на примерах занятий и проводимых для них мастер- классов и викторин, в ходе экскурсии работодатель ГУП «Пассажиравтотранс» обращает внимание ребят на основные навыки, получаемые учащимися и то, где это потом применяется. В колледже Метростроя ребят также увлекают занимательным путешествием по лабораториям и мастерским, где все доступно показано, и ребята имеют возможность поучаствовать в процессе выполнения практической работы. После посещения оптико-механического колледжа ребят проводят на предприятие «ЛОМО» - компанию, занимающуюся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов, где вчерашние студенты применяют свои знания и умения уже в статусе работника предприятия. Такими яркими примерами профориентационной работы обладают многие колледжи, предоставляя ребятам возможность сделать осознанный выбор будущей профессии и наглядно ее представить.

Учебные заведения высшего образования также имеют хорошо скоординированную программу экскурсий, они максимально ориентированы на то, чтобы доступно объяснить, в чем особенность обучения в вузе, какие правила существуют для студентов, программы развития и стажировок, какие преимущества и перспективы получают выпускники. Также вузам всегда есть, чем гордиться в вопросах современных экспериментальных разработок, открытий, научных исследований, благородной истории, спортивной базы, а иногда и посещения собственного музея. Экскурсии в вузы проводятся для ребят старших классов и, как правило, максимально заинтересованных в конкретном учебном заведении.

Есть наиболее популярные направления экскурсий. Это может быть обусловлено хорошей рекламной политикой предприятия или учреждения, масштабами производства, приверженностью к бренду, осведомленностью о производстве и его продукции, его репутацией на рынке. Яркими примерами служат предприятия пищевой промышленности (выпускающие хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, замороженные продукты, газированные напитки), предприятия автомобилестроения, химической промышленности (занимающиеся выпуском бытовой химии).

Стоит отметить, что в Петербурге много интересных предприятий, на которых ребята могут увидеть редкие профессии, уникальные виды производства, работу производственных цехов и получить яркие и ценные впечатления от увиденного.

Информационные центры, музеи при учебных заведениях и организациях также направлены на информирование ребят о профессиях и деятельности, историю которой они представляют. Преимущество таких экскурсий - они подходят практически всем ребятам и находятся в большинстве своем в пределах удобной транспортной инфраструктуры.

24 Марта 2016