О профориентации

Из истории профориентации

На грани педагогики и психологии в конце ХIХ – начале ХХ веков начало развиваться новое направление, преследующее цель помочь в выборе профессии и профессионального образования – профориентация. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в Страсбурге и 1908 году в Бостоне. Причинами их появления послужили: бурный рост промышленности, миграция населения из сельской местности в города, проблема поиска работы, отбора людей работодателями, а также потребность населения в свободе выбора. Узнать больше о истории профориентации

Профессиональная ориентация является начальным звеном профессионального развития личности...
Узнать больше 

 

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым

Стадия наставника
Стадия авторитета означает
Стадия мастера
Стадия интернала
Стадия адаптанта
Стадия адепта
Стадия «оптации»
Стадия овладения учебной деятельностью
Стадия игры
Стадия предыгры
Стадия наставника

высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником – Учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.

Стадия авторитета означает

означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

Стадия мастера

когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Стадия интернала

это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. internal – внутренний).

Стадия адаптанта

это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2–3 лет.

Стадия адепта

это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

Стадия «оптации»

(от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А.Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.

Стадия овладения учебной деятельностью

(от 6–8 до 11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.

Стадия игры

(от 3 до 6–8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя ...).

Стадия предыгры

(от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.