О профориентации
Из истории профориентации
На грани педагогики и психологии в конце ХIХ – начале ХХ веков начало развиваться новое направление, преследующее цель помочь в выборе профессии и профессионального образования – профориентация. Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в Страсбурге и 1908 году в Бостоне. Причинами их появления послужили: бурный рост промышленности, миграция населения из сельской местности в города, проблема поиска работы, отбора людей работодателями, а также потребность населения в свободе выбора. Узнать больше о истории профориентации
Профессиональная ориентация является начальным звеном профессионального развития личности...
Узнать больше
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым
высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником – Учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.
означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.
когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.
это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена (от англ. internal – внутренний).
это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2–3 лет.
это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
(от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А.Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
(от 6–8 до 11–12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.
(от 3 до 6–8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя ...).
(от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.